3. Организация образовательного процесса
Лицей №2 г.Протвино

 

3. Организация образовательного процесса

 

            3.1. Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования.

            I ступень (1-4 кл.)     -  начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года) обеспечивает воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

            На ступени начального общего образования в качестве школьного компонента содержания образования вводятся учебные дисциплины, способствующие личностному и

гражданскому становлению обучающихся. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

            II ступень (5-9 кл.) – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) формирует прочные знания обучающихся о природе, обществе, человеке соответствующему современному уровню науки, также производится выявление склонностей  и способностей учащихся для последующей специализации.  Создаются условия для расширения познавательных интересов учащихся, развития уровня обученности, готовности к самоопределению.

            В 5-7 классах вводятся факультативные занятия, спецкурсы по предметам с учетом познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся.

            В 8-х классах с учетом познавательных предпочтений учащихся, социального заказа со стороны родителей, результатов тестирования, наличия квалифицированных педагогических кадров

            формируются классы:

1)       физико-математические, где по программе углубленного изучения преподаются математика и физика;

2)       гуманитарные, где учащиеся углубленно изучают курсы русского, английского языков и литературы, посещают факультативы по предметам гуманитарного цикла;

3)       остальные классы занимаются по базисному учебному плану и общеобразовательным программам.

Учащиеся имеют право выбрать любое направление обучения и в течение учебного

года могут изменить профиль обучения, перейти в другой класс по заявлению родителей, рекомендациям психолога, классного руководителя, решению  педагогического совета и на основании приказа директора школы.

            Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

            III ступень (10-11 кл.) - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения  2 года) является завершающим этапом  общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися образовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

            Учащиеся обучаются по одному из профильных направления Лицея. Самостоятельную работу обучающихся вводится элементы научных изысканий, профессиональная ориентация и специализированная подготовка, учитывающая требования  базовых вузов к уровню подготовки абитуриентов, вариативность и личностная ориентация обучения основанная на самостоятельном выборе дополнительных образовательных дисциплин.

            Среднее (полное) общее образование служит базой для получения среднего профессионального и высшего образования. 

            В 10-11 классах Лицея организуются следующие классы:

-         физико-математический (с углубленным изучением математики, физики, информатики и вычислительной техники);

-         математико-экономический (с углубленным изучением математики, экономики, географии);

-         гуманитарный (с углубленным изучением русского, иностранных языков, литературы, истории);

-         химико-биологический (с углубленным изучением химии, биологии, экологии).

 3.2. Для организации приема и всестороннего психолого-педагогического отбора обучающихся создается приемная комиссия.

 3.3. Содержание общего образования определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Лицеем самостоятельно, с учетом государственных образовательных стандартов. Сокращение Лицеем государственного образовательного стандарта не допускается.

 3.4. Организация образовательного процесса в Лицее строится на основе учебного плана, разрабатываемого Лицеем самостоятельно по согласованию с Учредителем в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. Содержание учебного плана сориентировано на усиление подготовки учащихся по профилю факультета. Помимо этого учебный план Лицея призван обеспечить уровень общеобразовательной подготовки повышенного уровня при обязательной реализации государственных образовательных стандартов, а также полное раскрытие творческих способностей обучающихся.   В дополнение к образовательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.

3.5. Органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график Лицея после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.6. При приеме в Лицей обучающиеся и их родители (законные представители) знакомятся с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3.7. В 8 - 11 классы Лицея учащиеся принимаются на основе всестороннего конкурсного психолого-педагогического отбора.

В 1 классы принимаются дети 6,5 – 7,5 лет в классы, обучающиеся по различным развивающим программам, на основе всестороннего психолого-педагогического тестирования.

3.8. Порядок и сроки прохождения всестороннего психолого-педагогического отбора, порядок зачисления в Лицей определяются приказом директора Лицея. Требования к претендентам на поступление в Лицей не должны превышать объема государственных программных требований.

3.9. Для повышения качества обучения разрешается объединять параллельные классы для чтения лекций, а оставшиеся часы использовать для проведения консультаций и индивидуальных занятий.

3.10. Лицей работает по графику - шестидневной рабочей недели, в две смены:

·      продолжительность академического часа в Лицее составляет 35 минут для учащихся 1 классов, 40 минут - для учащихся последующих классов;

·      продолжительность перемен - от 5 до 20 минут.

Количество и последовательность уроков определяется расписанием учебных занятий. В учебном плане Лицея количество часов, отведенных на преподавание отдельных предметов, не может быть ниже количества часов, определенных государственным базисным учебным планом. Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать количества часов, установленных на основании санитарных правил и норм.

3.11. Учебный год в Лицее начинается 1 сентября (если это число приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается на первый, следующий за ним рабочий день) и оканчивается после проведения промежуточной или итоговой аттестации и летней практики для обучающихся 5 - 10 классов.

Продолжительность учебного года в 1-х классах - 33 недели, во 2-х - 11-х классах - 34 недели без учёта итоговой (государственной) аттестации.

Учебный год в 1 - 7 классах делится на 4 четверти, а в 8 - 11 классах на 2 семестра. Решением методического совета могут быть введены семестровые и годовые экзамены и зачеты. Применяется также рейтинговая система оценки знаний учащихся.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года - 30 календарных дней, летом - 8 календарных недель. Лицей имеет право устанавливать свои сроки каникул, отражая их в годовом календарном графике, согласованном с Учредителем.

Для обучающихся в первых классах в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

3.12. Количество классов в Лицее определяется в зависимости от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса.

Наполняемость классов составляет  от 15 до 25 человек и групп продленного дня  до 20 - 25 человек.

3.13. При проведении занятий по иностранному языку в 1 - 11 классах, физической культуре в 10 - 11 классах, информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) классы делятся на две группы.

При наличии необходимых средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.

3.14. По желанию родителей (законных представителей) для обучающихся в Лицее могут быть открыты группы продленного дня.

3.15. Обучение и воспитание в Лицее ведется на русском языке, в качестве иностранного преподается французский и английский.

3.16. Военная подготовка в Лицее проводится только на факультативной основе с согласия лицеистов и их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованных ведомств.

3.17. Лицей организует по мере надобности добровольный труд обучающихся, родителей, членов педагогического коллектива (в свободное от основной работы время), а также добровольный труд иных лиц.

3.18. Текущий контроль успеваемости обучающихся Лицея осуществляется учителями (преподавателями) по рейтинговой системе. Промежуточные итоговые оценки в пятибалльной системе выставляются за текущий контроль, устные ответы, тематический контроль, за четверти и полугодия. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по пятибалльной системе.

Аттестация учащихся проводится на основании инструкции и приказов Министерства образования России. График проведения аттестации утверждается директором  Лицея.

            3.19. Освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой (государственной) аттестацией выпускников в соответствии с Положением об итоговой (государственной) аттестации выпускников государственных муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.

3.20. Выпускникам Лицея после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью Лицея. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью.

3.21. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс.

Перевод из класса в класс осуществляется по результатам промежуточной аттестации, собеседований решением Педагогического совета Лицея.

Победители олимпиад, предметных конкурсов и т.п. могут быть освобождены решением Педагогического совета от промежуточной аттестации.

3.22. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по одному предмету, могут быть по решению Педагогического совета Лицея переведены в следующий класс условно.

Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

3.23. Обучающиеся на ступени начального общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы повышенного психолого-педагогического внимания или продолжают обучение в форме семейного образования.

3.24. Обучающиеся в Лицее, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, к обучению на следующей ступени общего образования не допускаются.

3.25. Лицей по желанию родителей (законных представителей) оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.

3.26. Обучение по индивидуальным планам осуществляется при наличии медицинских документов и заявления родителей (законных представителей).

 

            3.27. Получение общего образования в семье (семейное образование):

               

Организация семейного образования

 

            3.27.1. Семейное образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье.

            3.27.2. Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в учреждении в других формах образования.

            3.27.3. Для семейного образования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт.

            Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования.

            3.27.4.Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) по организации семейного образования регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.

            3.27.5. Для осуществления семейного образования родители (законные представители) могут:

            - пригласить преподавателя самостоятельно;

            - обратиться за помощью в Лицей;

            - обучать самостоятельно.

            Родители (законные представители) информируют Лицей о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с директором Лицея возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.

            3.27.6. Лицей осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (законных представителей) с указанием выбора семейной формы получения образования.

            В приказе о зачислении ребенка в Лицей указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карточке обучающегося.

            Личная карта обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестаций сохраняются в Лицее в течение всего срока обучения.

            3.27.7. Лицей в соответствии с договором:

            - предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Лицея;

            - обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

            - осуществляет промежуточную и итоговую аттестации обучающегося.

            3.27.8. Лицей вправе расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

            В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (законных представителей) обучение в данном учреждении. По решению Педагогического совета Лицея и с согласия родителей (законных представителей) приказом директора Лицея обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен  на повторный курс обучения.

            3.27.9. Родители (законные представители) совместно с Лицеем несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению учащимися общеобразовательных программ.

 

Аттестация обучающегося при семейной форме обучения

 

            3.27.10. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяется  Лицеем самостоятельно, отражается в договоре.

            3.27.11. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению Педагогического совета Лицея по результатам промежуточной аттестации.

            3.27.12. При желании обучающегося и по решению Педагогического совета Лицея (при наличии медицинского заключения) аттестация может проводиться по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения).

            3.27.13. Освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.

            3.27.14. Итоговая аттестация выпускников IX и XI (XII) классов, получающих образование в семье, проводится учреждением в общем порядке в форме устных и письменных экзаменов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.

            3.27.15. Выпускникам  IX и XI (XII) классов, прошедшим итоговую аттестацию, Лицей, выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.

            3.27.16. Обучающийся по форме семейного образования может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по всем учебным предметам, изучавшимся в  X и XI классах. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

 

Финансовое обеспечение семейного образования

 

            3.27.17.Финансовое обеспечение семейного образования осуществляется на основании нормативов системы образования Московской области.

3.27.18.Родители (законные представители), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных действующим законодательством РФ на детей соответствующего возраста.

 

Правовое положение педагогического работника, осуществляющего обучение детей в семье по договору с родителями (законными представителями)

 

            3.27.19.Родители (законные представители), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.

            3.27.20.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            3.27.21.Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход местного бюджета в установленном порядке.

 

            3.28. Получение общего образования в форме экстерната

 

Организация экстерната

 

            3.28.1.Экстерн – лицо, обучающееся в форме экстерната. Возможность получить общее образование в форме экстерната имеют:

            - обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на I, II  и III ступенях общего образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего);

            - граждане, не завершившие обучение в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования и учреждении начального и среднего профессионального образования;

            - обучающиеся, вынужденно не посещающие Учреждение;

            - граждане Российской Федерации, проживающие на территории республик СНГ;

            - другие желающие получить общее образование в форме экстерната.

            Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, курсам  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в Лицее.

            3.28.2.Для экстерната, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в рамках конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

            3.28.3.Лица, избравшие экстернат как форму получения образования, подают заявление директору Лицея не позднее чем за три месяца до аттестации и документ об образовании.

            3.28.4. Лицей знакомит экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов.

            Экстерну предоставляется возможность получить необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда Лицея, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ, продолжить обучение в Лицее в порядке, определяемом Уставом Лицея.

Аттестация экстернов

 

            3.28.5. Для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании экстерн проходит аттестацию по общеобразовательным программам, разрабатываемым на основе государственных образовательных стандартов.

            3.28.6. К итоговой аттестации допускаются экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по всем или отдельным предметам за курсы одного или нескольких классов на П и Ш ступенях общего образования. Порядок проведения промежуточной аттестации устанавливается Лицеем.

            3.28.7. Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию за полный курс переводного класса, переводятся в следующий класс. Лицей, организующее экстернат, по результатам промежуточной аттестации за курс переводного класса выдает справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам.

            3.28.8. К итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования допускаются экстерны, имеющие документы об основном общем образовании.

            При желании экстерн может сдавать экзамены по программам для классов с углубленным изучением ряда предметов.

            3.28.9. Экстерны, проявившие особые способности в какой-либо из областей знаний, по их желанию и по решению Педагогического совета Лицея проходят итоговую аттестацию по индивидуальным программам.

            3.28.10. Проведение итоговой аттестации экстернов осуществляется один раз в год в порядке и в сроки, установленные Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.

            3.28.11. Экстерны, не завершившие обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования или в учреждениях начального и среднего профессионального образования, освобождаются от промежуточной аттестации в порядке экстерната по отдельным предметам при наличии справки установленного образца с положительной оценкой за полный курс по данной дисциплине.

            3.28.12. Экстерны, заболевшие перед началом или в период итоговой аттестации и выздоровевшие до ее окончания, представляют медицинскую справку, на основании которой им предоставляется право завершить аттестацию в течение данного или следующего экзаменационного периода. Экстерны, не явившиеся на экзамены без уважительных причин, не могут быть допущены к последующим экзаменам.

            3.28.13. При перемене места жительства и в других исключительных случаях экстерны получают справку, подписанную директором Лицея, его заместителем по учебно-воспитательной работе, не менее чем тремя учителями, проводившими аттестацию, и заверенную печатью Лицея. Справка, в которой указывается, когда и по каким предметам проводилась аттестация, какие оценки получены по каждому предмету, дает право экстерну закончить аттестацию в другом общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу соответствующего уровня.

            3.28.14. Для проведения итоговой аттестации экстернов директором Лицея издается приказ о создании комиссии, в состав которой входят председатель, ассистент.

            3.28.15. Результаты аттестации экстернов фиксируются в протоколе комиссии с пометкой «Экстернат» и подписываются членами комиссии.

            3.28.16. Экстернам, прошедшим итоговую аттестацию в Лицее, выдается аттестат об основном общем и среднем (полном) общем образовании.

            3.28.17. Аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании, выдаваемые экстернам, прошедшим итоговую аттестацию в порядке экстерната, регистрируются в книгах установленного образца с пометкой «Экстернат».

            3.28.18. Журнал регистрации заявлений, протоколы итоговой аттестации, письменные экзаменационные работы экстернов хранятся в установленном порядке.

            3.28.19. Экстерны, освоившие общеобразовательные программы XXI (XII) классов и достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Экстерн может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения промежуточной аттестации по всем учебным предметам в объеме программы III ступени общего образования. Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

            3.28.20. Экстерн, вернувшийся для продолжения обучения в Лицей в течение учебного года, проходит аттестацию в установленном Уставом Лицея порядке.

 

Финансовое обеспечение экстерната

 

            3.28.21. Экстернат является бесплатной формой освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.

            3.28.22. Оплата труда работников, привлекаемых для проведения занятий с экстерном при приеме устных и письменных экзаменов, зачетов, проведения собеседований, консультаций, осуществляется за счет выделения Лицею средств с учетом следующего:

            - на письменные экзамены:

·        при получении основного общего образования – 5 учебных часов по русскому языку и литературе и 4 учебных часа по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;

·        при получении среднего (полного) общего образования – 8 учебных часов по русскому языку и литературе и 5 учебных часов по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;

- на проверку письменных работ:

·        по 15 минут на каждую письменную работу по алгебре и по 25 минут на каждую письменную работу по литературе при получении  основного общего образования;

·        по 20 минут на каждую письменную работу по алгебре и началам анализа и по 25 минут на каждую письменную работу по литературе при получении среднего (полного) общего образования;

- на устные экзамены и собеседования:

·        на проведение   устных экзаменов или собеседований (в том   числе в переводных классах) – по 20 минут на каждый экзамен или собеседование для каждого экстерна.

3.28.23. За указанные виды работ, если они осуществляются сверх учебной нагрузки, установленной педагогическому работнику при тарификации, производится почасовая оплата по ставкам, установленным учителям на основе Единой тарифной сетки.

            3.28.24. Лицей, организующий экстернат, по желанию экстерна может оказывать дополнительные платные образовательные услуги (дополнительные консультации, семинарские и лекционные занятия и другие виды услуг) на договорной основе.

            3.28.25. Лицей обеспечивает занятия на дому с учащимися в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья. В соответствии с инструкциями Министерства образования Российской Федерации выделяется определенное количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»