Элективные курсы
Лицей №2 г.Протвино

 

Элективные курсы

 

Элективные курсы

«Приближение к Пастернаку

(Пастернак — художник, музыкант, философ, поэт)»

6-ой класс

Составила учитель МОУ «Лицей №2» Бузько А.В.

Пояснительная записка.

Серебряный век русской культуры предстает как совершенно уникальный духовный, культурный феномен. Одна из его редкостных, неповторимых черт — слитность, взаимопереплетение различных элементов духовной культуры, что так необходимо сегодняшним школьникам. Но в 11-ом классе на поэзию Серебряного века отведено слишком мало времени, и стихи «трудных» поэтов даются учащимся непросто. Поэтому считаю целесообразным начать изучение поэзии Серебряного века с 6-го класса на элективных курсах. Ученики этих классов непосредственны, любознательны, поэтому изучение поэзии благотворно влияет на формирование их нравственно-этических качеств, эстетического вкуса, развивает фантазию и воображение, учит постижению тайны текста.

 

1.           Детство Б. Пастернака.

2.           Годы учебы в университете.

3.           Роль живописи, музыки, философии в формировании личности Пастернака.

4.           Путешествие по дому-музею Пастернака.

5.           Особенность стихотворения «Про эти стихи».

6.           Стихотворение «Ночь» и роман Экзюпери «Планета людей».

7.           Влияния на Пастернака учения Франциска Ассизского.

8.           Отражение философии Канта в ранней лирике Пастернака.

9.           Восприятие природы как живого существа (стихи «Зеркало», «Девочка», «Ты в ветре, веткой пробующем» и т.п.).

10.       Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…» как поэтическое кредо поэта.

11.       Поэзия — это весь окружающий мир («Определение поэзии»).

12.       Анализ стихотворения «Так начинают года в два…».

13.       Анализ стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…».

14.       Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво» как итог размышлений Пастернака о поэтическом творчестве.

 

 


Творчество Н.С.Гумилева

7-ой класс

Составила учитель МОУ «Лицей №2» Бузько А.В.

1.    Гумилев — воин, путешественник, поэт.

2.    Обсуждение статей «Анатомия стихотворения», «Жизнь стиха», «Наследие символизма и акмеизма».

3.    Сборники стихов «Путь конквистадоров», «Романтические цветы».

4.    Религиозная лирика Н.С.Гумилева («Христос», «Ворота рая», «Театр», «Фра Беато Анжелико»).

5.    Поэма Гумилева «Блудный сын» и картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».

6.    Анализ стихотворения «Юдифь».

7.    Стихотворение «Памяти Анненского».

8.    Сборник стихов «Огненный столп» (Обсуждение стихов «Слово», «Шестое чувство»).

9.    Анализ стихов «Память», «Заблудившийся трамвай».

10.          Семиотический анализ стихотворения «Лес».

 

 


Творчество А.А.Ахматовой

7-ой класс

Составила учитель МОУ «Лицей №2» Бузько А.В.

1.    Личности и судьба поэта.

2.    Акмеизм. Первый сборник «Вечер». Стихотворение «Молюсь оконному лучу».

3.    Триптих. «В Царском Селе».

4.    Сравнительный анализ стихов Пушкина и Ахматовой «Царскосельская статуя».

5.    Любовная лирика Ахматовой (Цикл стихов, посвященный Б.Анрепу).

6.    Анализ стихотворения «Молитва».

7.    Анализ стихотворений «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…».

8.    Ахматова и Данте («Муза»).

9.    Годы войны. Стихотворение Ахматовой «Мужество».

10.          Анализ цикла стихов «Венок мертвым…».

11.          Анализ цикла «Тайны ремесла».

12.          Тема родины в творчестве Ахматовой («Приморский сонет», «Родная земля»).

 

 


«Москва в жизни и творчестве М.Цветаевой»

7-ой класс

Составила учитель МОУ «Лицей №2» Бузько А.В.

1.    Трехпрудный переулок, Дом №8. Детство. Юность. Анализ стихотворения «Ты, чьи сны еще непробудны».

2.    Анализ стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну».

3.    Обсуждение стихов: «Домики старой Москвы», «В Кремле».

4.    Борисоглебский переулок,  Дом №6 («Две руки, легко опущенные…», «Пригвождена к позорному столбу…», «Я знаю правду! Все прежние правды прочь!»).

5.    Цветаева и Ахматова. Обсуждение стихов: «Из рук моих — нерукотворный град», «У меня в Москве — купола горят».

6.    Сосуществование поэта с поэтом. Цветаева и Волошин «К вам душа так радостно влекома…».

7.    Цветаева и Пастренак («Русской ржи от меня поклон», «Расстояния, версты, мили…», «В мире, где всяк…», «Мне так же трудно до сих пор…»).

8.    Цикл стихов к Блоку.

9.    Цикл стихов к Пушкину.

10.          Эссе «Мой Пушкин».

11.          Анализ стихотворения «Стол».

12.          Завещание Цветаевой «Письмо к детям».

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»