Воспитательная работа
Лицей №2 г.Протвино

 

Воспитательная работа

 

 

Воспитательная система лицея сложилась на основе идей гуманизма, педагогики сотрудничества, формирования единого воспитательного пространства. Основная цель воспитательной системы – социально-культурное развитие личности учащегося и ориентация развивающегося ребёнка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого лицеиста с учётом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.

В связи с этим основной задачей воспитательной системы лицея становится социализация учащихся, т.е. формирование в выпускнике лицея личности свободной, осознающей свои права и признающей права других людей, сохраняющей интерес к познанию мира, занимающейся самообразованием, знающей свою родословную, гордящейся своей малой родиной и Отечеством, ориентирующейся на здоровый образ жизни, осознающей личную и общественную ценность труда, живущей интересами общества. Эта задача реализуется через систему воспитательных программ, определяющую направления воспитательной работы. 

1.Направление «Человек».

 

         Забота о здоровье наших детей стала неотъемлемой частью воспитательной системы.

         Чтобы лицеист стал человеком, ориентирующимся на здоровый образ жизни, испытывающим постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании, работа ведётся по 5 основным направлениям:

            Диагностическая работа  - анализ физического и психического состояния и динамики заболеваемости учащихся, мониторинг развития ребенка и анкетирование родителей учащихся 1-х и 5-х классов с целью выявления признаков психической напряженности в адаптационный период.

Информационно-просветительская - проведение бесед, классных часов, родительских собраний, встреч с медицинскими работниками, цикла программ по социально- профессиональному самоопределению и развитию эмоциональной и психологической культуры, индивидуальные и групповые занятия с психологом, работа кружков и клубов по интересам. Работают программы: «Профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма» и «Здоровье» (1-11 классы).

Спортивная работа – проведение Дней Здоровья, работа спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях, работа клуба «Олимп».

Учебно - воспитательная- использование личностно- ориентированных технологий на уроках, развитие системы факультативных занятий, включение вопросов, связанных с проблемами здоровья, в план учебных программ, проведение физкультминуток на уроках, динамических пауз в группах продленного дня.

Методическая, управленческая работа - выявление и контроль за дисциплинами, создающими перегрузку учащихся,  за выполнением врачебных рекомендаций,  за соблюдением санитарно-гигиенических требований,  за проведением динамических пауз в группах продленного дня и физкультминуток на уроках, работа кабинета психологической разгрузки.

          В результате комплексной работы по сохранению здоровья заболеваемость  идет на спад.   Динамика заболеваемости

Всю работу по социально-психологическому сопровождению образовательного процесса ведет социально- психологическая служба лицея. Она возникла в 1990 году и на данном этапе успешно развивается.  Основным содержанием работы социально-психологической службы является: помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии личности, проблемы профессиональной ориентации.

На современном этапе существуют два направления деятельности службы в лицее – актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании лицеистов, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Социальный педагог и психолог вносят в деятельность педагогического коллектива основную социально-психологическую идею – возможность гармоничного развития личности каждого лицеиста – и содействуют  ее реализации в практической работе.  При этом основная задача – создание психологических условий для развития способностей всех и каждого.

Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог и социальный педагог, решая перспективные задачи, оказывают конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям. 

Специалистами социально-психологической службы лицея накоплен и используется в работе информационный и практический материал по социально-профессиональному самоопределению, развитию эмоциональной и психологической культуры, общения, профилактике девиантного поведения. Разработан и внедрен цикл развивающих занятий по параллелям:

5 класс – «Новичок в средней школе»;

6 класс – «Как помочь себе учиться»;

7 класс – «Конфликтология»;

8 класс – «Я и моя профессия»;

9 класс – «Разумный выбор, правильное решение»;

10 класс – «Этика и психология семейных отношений». 

Занятия  вызывают интерес у учащихся каждого возраста, это видно из мини-сочинений:

Алена Т. : «…Эти занятия очень важны для меня. Я узнала много интересного о семейной жизни, любовной лирике. Просмотрев фильм о наркомании,  я пожалела тех людей, которые употребляют наркотики».

Кристина Ш. : «…Эти занятия помогают познать себя, разобраться в себе».

Алина К.: «…Здесь не надо стесняться! Можно быть самим собой! Занятия помогают внутренне раскрепоститься».

Ярослав К.: «… Я считаю, что все, о чем мы говорили на занятиях по психологии, мне пригодится в жизни».

Стало уже традицией проведение Дня профилактики правонарушений с приглашением специалистов (инспектора по делам несовершеннолетних, следователи уголовного розыска, прокуратуры, врачи).

Ежегодно проводится мониторинг динамики развития интересов и познавательных процессов лицеистов,  с целью формирования классов повышенного уровня и помощи педагогам в работе по развитию личности каждого ученика.

Социально- психологическая служба лицея располагает банком диагностического материала на традиционных и электронных носителях. Создана комната психологической разгрузки, которая используется для проведения релаксационных, психологических и тренинговых занятий с учащимися и учителями. На базе социально-психологической службы лицея №2 проводятся обучающие семинары для социальных педагогов и психологов школ города Протвино и Серпухова, психологов дошкольных образовательных учреждений города Протвино.

В условиях профильного обучения психологом-педагогом  Петелиной В.Н. разработана Программа по профессиональному и личностному самоопределению «Дороги, которые мы выбираем». Эта программа была утверждена на городской экспертной комиссии.

         Программа состоит из нескольких этапов. Следует отметить такие важные аспекты программы:

O                  анализ рынка труда  региона;

O                  подготовка пакетов диагностических методик для изучения личности школьника;

O                  оценки эффективности профориентационной работы;

O                  внедрение возрастных программ профориентации;

O                  расширение и укрепление связей с другими учреждениями и организациями.

Считается, что  выбор профессии  происходит  с учетом образа «Я». В образ «Я» включается:

O      собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;

O                   интеллект: структура общих способностей и способностей к обучению и   научению;

O                  специальные способности: уровень развития общих и специальных  способностей и их структуры;

O                  интересы: тенденции поведения, проявляющиеся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности;

O                  жизненные ценности.

         Профориентационная работа лицея складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, работников городского отдела занятости, библиотеки.

       Эффективность программы подтверждает проводимый в начале и в  конце каждого учебного года социологический опрос с целью выявления динамики изменения направленности профессиональных интересов, жизненных планов, уровня притязаний, трудовой мотивации, жизненных ценностей.

Выбрал ли ты профессию? 9 класс Выбрал ли ты профессию? 11 класс 

      Итогом такой совместной деятельности стало формирование у выпускника лицея готовности к профессиональному самоопределению. 

По сравнению с прошлыми годами количество подростков, выбравших профессию, увеличилось. На основании ответов на  вопросы попробуем сделать вывод о том, что стоит за этим фактом— более серьезное отношение к выбору профессии, неуверенность или что-то еще? Какие трудности испытывает подросток, стоящий перед выбором профессии?

 

С каждым годом мотив трудоустройства для учащихся становится все более весомым. Число  учащихся, выбирающих профессию из соображений престижа, значительно выросло. По-прежнему ведущим мотивом остается интерес к будущей профессии. Кто влияет на профессиональный выбор учащихся?.

 

Из диаграммы видно, что растет роль семьи в выборе профессии. Благодаря проведению профориентационных занятий влияние на выбор профессии стало значимым.

Для совершенствования работы по профориентации проводится объемная методическая работа: оформлены методические папки, диагностический материал для исследований, картотека литературы по профориентационной работе в лицее, справочники вузов и ССУЗов города, района, области, а также адаптированы  Профкарты  для учащихся 8-9 классов, где наглядно представлена динамика профессиональных интересов каждой личности в целом, создан информационный стенд «Компас в мире профессий».

Специфика профориентационной работы заключается в том, что ее результаты отсрочены во времени, и потому незаметны. Выбранное нами направление необходимо  для того, чтобы помочь построить правильный (обоснованный, реалистичный, морально оправданный) проект профессионального старта.

 

2.Направление «Отечество».

 

  Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, воспитание потребности к изучению истории родного края, страны, области, города, формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга – вот неполный перечень воспитательных задач, реализуемых данным направлением. Основными являются следующие формы работы:

·                                Встреча с ветеранамимузей «Моё Отечество»;

        -  проводятся лекции, экскурсии по музею, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами-строителями, ветеранами-учителями г. Протвино;

        -  собран богатейший материал об участниках битвы под Москвой, проживающих в городе Протвино (материал был обобщен на заседании городского совета ветеранов, где дети выступили со своими сочинениями, и на общелицейской конференции, которую решено сделать ежегодной);

        -  секция  «Хронограф» ведет активную переписку с Советом ветеранов 194-й и 199-й стрелковых дивизий, с Государственным историческим музеем г.Москвы, поддерживает тесную связь  с Советом ветеранов г. Протвино, Историко-краеведческим музеем г. Протвино, музеем М.Цветаевой  г.Тарусы; организовывает  поездки в музеи- усадьбы Подмосковья с целью ознакомления учащихся лицея с культурным наследием России;

         - совместно с учителем английского языка Гориной Е.Н. разработан проект-путеводитель по г.Протвино «Наш город и мы» на английском языке.

·                                цикл классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию  (содержательная линия  «Я – гражданин»,  «Человек – личность»);

·                                работа лицейских кружков и клубов направления «Мое Отечество»;

 

 

   Кружки:

1. «Юные инспектора движения».

2. «Дружина юных пожарных».

3. «Юные краеведы».

Клубы:

1.      «Клуб юных туристов-энтузиастов».

2.      «Клуб интернациональной дружбы».

 


 3.Направление «Культура».

 

         Спектакль по "Илладе" ГомераКак раскрыть ребёнку понятие «культура», как объяснить ему, что значит быть культурным и научить его этому? Дать ответы на эти вопросы призвана  программа «Культура жизни». 

Прививать художественный вкус, формировать потребности в общении с искусством, в изучении  шедевров  народной  и  мировой  культуры    основная  цель  работы  лицейских художественных кружков и клубов и штаба «Досуг».

 

Кружки:

  1. «Палитра».
  2. «Гармония».
  3. Театральный (нач.шк.)
  4. Музыкальный.
  5. Ритмика.

 

Клубы:

1.      «Дискоклуб».

    2.  Театральный клуб «Сфинкс»

 

4.Направление «Знание».

 

      Задача современной школы создать у учащегося необходимую для полноценной жизни базу знаний не только по учебным предметам, но и по различным аспектам жизни общества. Этому способствует:

    • проведение лицейских предметных олимпиад и научно-практической конференции учащихся;
    • проведение ежегодного интеллектуального марафона в День Лицея;
    • работа штаба «Знание»;
    • «Школа правовых знаний», которая формирует представления учащихся о правовой системе государства, о правах и обязанностях личности в обществе, об истории и культурном наследии своей страны, государственной символике;
    • проведение Дня открытых дверей по профилактике правонарушений (встречи с представителями инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), врачами, юристами).

 

5.Направление «Семья».

 

        Семья – первая и самая основная для любого человека ячейка общества. Именно с нее начинается формирование понятий «Родина» и «Малая родина». Воспитание уважения к своей семье, гордости за свою семью, возрождение во многом утраченных в наши дни  понятий семейной истории, семейной реликвии, семейной традиции – одно из главных направлений воспитательной системы. И здесь большая роль отводится:

  • сотворчеству родителей, детей, учителей;
  • работе университета педагогических знаний;
  • проведению цикла общелицейских родительских собраний;
  • факультативному курсу «Я и моя семья»;
  • созданию лицейских традиций (традиционными в лицее стали: «Песенный марафон», Дни открытых дверей для родителей, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», совместные с родителями выставки «Наши таланты», проведение Дня Лицея и другие мероприятия).

 

6.Направления «Мир» и «Земля».

 

       Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий – задача направлений «Мир» и «Земля». Основными формами воспитательной работы по данным направлениям являются:

  • работа клуба «Ориентир», кружка «Оазис» и экологического кружка;
  • работа штаба «Ориентир»;
  • цикл тематических классных часов «Мир вокруг нас».

 

7.Направление «Труд».

 

       Совместно с родителями проводятся акции милосердия, организовано дежурство по школе и классам, работают кружки «Рукодельница», «Бисероплетение», учащиеся осуществляют ремонт школьной мебели (под руководством учителей технологии), уборку территории лицея, ухаживают за растениями на лицейском дворе  (под руководством учителей биологии).

 

        КружокАктивную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной деятельности играют объединения дополнительного образования. В настоящее время в лицее работают 16 кружков, 5 клубов, 5  спортивных секций. Всего  посещают  лицейские кружки 409 человек,  спортивные секции  - 207 человек, кружки других учреждений дополнительного образования - 954 человека. Как видно из диаграмм, дети лицея активно посещают занятия кружков дополнительного образования.  

Причем за последние три года количество кружков, секций, работающих на базе лицея, выросло почти на 20%.

Результатом  реализации задач воспитательной работы в лицее стало создание психологически комфортной обстановки, ситуации успеха и взаимопонимания на уроке и во внеурочное время, формирование  потребности к самопознанию, самостоятельности, самореализации и творчеству.

Учитывая возрастные и индивидуальные возможности, склонности и способности, лицей обеспечивает сохранность физического, нравственного и интеллектуального здоровья, развитие здоровой личности, готовой к выполнению социальных ролей.

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»