Учебная деятельность
Лицей №2 г.Протвино

 

Учебная деятельность

 

1. Основные направления обновления содержания  образования  и ведущие инновации.  

            Учитывая специфику города и социальный заказ, лицей обновляет содержание образования, формы и методы преподавания, педагогические технологии. С целью мотивации учащихся к обучению и получения ими необходимых в современном обществе знаний в 2006/07 учебном году в МОУ «Лицей №2» введены следующие предметы:

 

 

НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА

  • Логика с 1 класса
  • Информатика
  • Иностранный язык со 2 класса
  • Математика и конструирование

ОСНОВНАЯ

ШКОЛА

  • МХК в 5 классе
  • Художественный труд
  • Политология в 9 классе

СРЕДНЯЯ
ШКОЛА

  • Правоведение (10-11 классы)
  • Экономика (10-11 классы)
  • Программирование

 

             С целью углубления знаний по предмету и расширения кругозора учащихся в лицее организованы элективные и факультативные курсы.

С целью удовлетворения запросов учащихся профильных классов в углубленном изучении профильных предметов, а также с целью увеличения объема знании по непрофильным дисциплинам, программный материал по которым в профильных классах ограничивается рамками стандарта, лицей предлагает  широкий выбор элективных и факультативных курсов. Таким путем мы  обеспечиваем возможность учащемуся класса любого профиля изучать предметы в соответствии с его индивидуальными интересами и запросами (см. диаграмму).

 Усвоение учащимися большего количества информации невозможно решить путем увеличения временных затрат. Экстенсивный путь исчерпан. Решить эту проблему способны новые образовательные технологии, формы и методы обучения, позволяющие расширить объемы знаний без увеличения времени на их изучение, и повысить прочность усвоения знаний на основе методов самостоятельного их добывания. В практике педагогов лицея множество разнообразных средств для этого.

 

  

В 2006-2007 учебном году педагоги лицея начали активно внедрять и элементы альтернативных систем обучения. В первую очередь это метод проектов, который использовался и до текущего учебного года, но его использование не было системным, проекты были в основном информационными. На данном этапе охват учащихся и педагогов намного шире. Типы проектов стали сложнее (практико-ориентированные, творческие, исследовательские). Проектная деятельность дает возможность изменить образовательный процесс таким образом, чтобы обучение строилось на активной основе через целесообразную деятельность ученика. Для решения проблемы ученик должен не только самостоятельно добыть недостающие знания, но и применить их на практике, а затем защитить полученный результат. Метод проектов – это основа личностно-ориентированной технологии. Ее целью является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, всестороннее развитие тех качеств, которые позволят ребенку в будущем стать полноценным членом нашего общества. Работа по методу проектов – это высокий уровень сложности педагогической деятельности. Происходит обновление всего содержания образования, вводятся новые методы и формы обучения. Чаще всего используются проблемный, диалогический, творческий и развивающий методы. Формы – групповые и индивидуальные.

 На урокеСовременная экономическая ситуация в нашей стране требует от человека, стремящегося достичь профессионального успеха, гибкости, мобильности, готовности к изменениям, способности эффективно перерабатывать информацию.

Отсюда возникает необходимость начинать работу по профессиональному самоопределению ребенка как можно раньше. Требуется активизировать потребность в саморазвитии, воспитывать в детях жизненно необходимые качества, используя для этого современные формы и методы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Профессиональное самоопределение неразрывно связано с самоопределением личностным, поэтому основной идеей этой инновационной деятельности является формирование у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

Для этого создана и работает Программа по личностному и профессиональному самоопределению учащихся «Дороги, которые мы выбираем».

 

2. Качество обучения.

 Все эти усилия приводят к высоким и стабильным результатам. Одним из основных показателей эффективности работы образовательного учреждения является качество обученности. В лицее постоянному анализу подвергается показатель уровня успешности и качества обученности учащихся. Результаты диагностики учащихся и  уровень обученности стабильны. Изменения наблюдаются в процентном выражении качества обученности в зависимости от ступени обучения (см.диаграмму).

 Качестко обученности в зависимости от ступени обучения

Детальное определение причин и следствий данного процесса позволяет планировать деятельность коллектива по повышению качества обученности учащихся.

Постоянный мониторинг качества обученности позволяет отследить динамику результатов успеваемости за несколько лет. Эти результаты стабильны, что говорит о наличии в лицее эффективной системы обучения.

Ниже  представлены результаты мониторинга качественной успеваемости в лицее по русскому языку и математике за 3 года (см. диаграмму).

  Качество знаний по русскому языку

Качество знаний по математике

В 2006-07 учебном году впервые была проведена итоговая аттестация по русскому языку в 11классах в форме ЕГЭ, а также по алгебре и русскому языку в 9 -х классах итоговая аттестация проводилась в новой форме.

По результатам независимой (внешней) оценки выпускников лицея имеем следующие результаты:

 

по 11 кл.:

- повысили годовую оценку по русскому языку      -25% выпускников;

- подтвердили годовую оценку по русскому языку -61% выпускников.

по 9 кл.:

- повысили годовую оценку по русскому языку        - 9% выпускников;

            - подтвердили годовую оценку по русскому языку - 89 % выпускников.

Результаты аттестации 11-ых классов по русскому языку

Результаты аттестации 9-х классов по русскому языку

 

  по 9 кл.:

- повысили годовую оценку по алгебре        -13% выпускников ;

- подтвердили годовую оценку по алгебре   -84% выпускников (см. диаграмму).

   Результаты аттестации 9-х классов по математике

Полученные результаты внешней оценки выпускников позволяют сделать вывод о высоком уровне преподавания, а также повышенных требованиях, предъявляемых при оценке знаний в лицее.

Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться приобретенными знаниями в новой нестандартной ситуации. Поэтому в лицее проводится мониторинг успешности учащихся во внеурочной деятельности, куда входят результаты участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, исследовательской деятельности.

В практику работы образовательного учреждения прочно вошло ежегодное проведение школьных предметных олимпиад.

В этих олимпиадах ежегодно участвуют до 60% учащихся лицея.

Наши лицеисты успешно выступают на городских предметных олимпиадах. При чем отмечается рост доли победителей.Результаты олимпиад 

Образовательный процесс в лицее должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления , которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации. Это обеспечивается участием лицеистов в учебно-исследовательской деятельности. Охват учащихся учебно-исследовательской деятельностью составил в 2006–2007 учебном году 45%.

Защита проекта о жизни и творчестве М.Цветаевой (7А класс)Одной из форм исследовательской деятельности является метод проектов. Разработанные проекты пополняют методическую копилку педагогов лицея и города. Созданными пособиями учащиеся могут пользоваться при подготовке к урокам и экзаменам. Материалы проектов по краеведению направляются в лицейский и городской музеи.

Участие лицеистов в проектной деятельности повышает их мотивацию к обучению, в связи с чем повышается и его качество.

Проектные работы лицеистов были представлены на городской научно- практической конференции. Из 19 представленных работ 14 заняли призовые места. 

Итоги участия в научно-практической конференции

Разнообразие проектов, представленных лицеистами, говорит о заинтересованности детей, эффективности и востребованности этой формы учебной деятельности. Наиболее активные, заинтересованные лицеисты, изъявившие желание совершенствовать свои навыки исследовательской и экспериментальной деятельности, становятся членами ученического научного общества «Эрудит».

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»